Продажа основных средств через комиссионера в программе «1С:Бухгалтерия 8»

Сергей Стенчиков
Специалист 1С
В данной статье рассматривается операция продажи основного средства при пользовании услугами агента (комиссионера). Будут рассмотрены типовые способы отражения операций, отмечены возможные проблемы. Так же, будет рассказано об имеющемся опыте компании «Антегра Консалтинг» в вопросах автоматизации учета подобных операций.

Немного теории

Поясним, что интерес представляет продажа именно основных средств, числящихся на балансовом счете 01 «Основные средства». То есть, имущества, при оприходовании которого изначально не предполагалась его дальнейшая продажа (в противном случае, данное имущество учитывалось бы в составе товаров, и операции по его реализации по договору комиссии достаточно хорошо описаны и автоматизированы).

Итак, организация (комитент) приняла решение продать основное средство, заключив договор комиссии с посредником (комиссионер), который, в свою очередь, ищет конечного покупателя, отчитывается перед организацией-комитентом по операциям продажи и получает за это комиссионное вознаграждение. При отражении в учете подобных операций бухгалтер организации-комитента сталкивается с рядом вопросов, таких как:

  • Как отразить в учете факт передачи основного средства на реализацию комитенту?
  • Что должно происходить с амортизацией основного средства после передачи комиссионеру и до момента продажи конечному покупателю?
  • Каким образом отразить эти операции в программе «1С:Бухгалтерия 8», корректно отразив доходы и расходы, учесть налог на имущество , сформировать необходимые печатные формы документов, не запутавшись при этом во взаиморасчетах?

Для начала зададимся вопросом: как классифицировать в данном случае имущество, переданное на реализацию комиссионеру и на каком счете его отражать? Важно отметить, что до момента продажи имущества конечному покупателю оно остается в собственности комитента и, соответственно, должно быть отражено на балансе комитента. Для товаров все просто, в плане счетов существует счет «Товары отгруженные». Однако к товарам относятся ценности, которые изначально при принятии к бухучету предназначены для продажи (п. 2 ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н). Основные средства, переданные на комиссию, при первичном отражении в учете такой цели не имели. Помимо прочего, Планом счетов (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) не предусмотрены бухгалтерские записи по переводу основных средств в товары (товары отгруженные). Налоговым законодательством переквалификация основных средств в иные объекты также не предусмотрена. Таким образом, основное средство после передачи комиссионеру и до момента продажи конечному покупателю, должно оставаться на балансе комитента на счете «Основные средства». Для целей внутреннего учета к данному счету может быть создан субсчет «Основные средства переданные».

Теперь что касается расходов по амортизации и налога на имущества.

Если говорить о бухгалтерском учете, то амортизация начисляется до полного погашения стоимости объекта либо его списания (пп. 21, 22 ПБУ 6/01). Кроме того, передача основных средств комиссионеру не поименована в закрытом перечне случаев приостановления начисления амортизации (п. 23 ПБУ 6/01).

В налоговом учете ситуация несколько сложнее из-за того, что расходы должны быть обоснованными и быть направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Споры возникают по причине того, что переданное комиссионеру основное средство не используется в деятельности организации и, соответственно, не приносит ему доход в этот период. Четкого ответа на вопрос признания расходов по амортизации такого имущества не существует, однако, в большинстве случаев практика показывает, что подобные расходы признаются обоснованными. Есть мнение, что расходы по амортизации переданных на продажу основных средств следует учитывать как расходы будущих периодов, т.к. данные операции классифицируются как понесенные для целей продажи имущества, доход от которой будет получен в будущем.

Так же, в соответствии с законодательством, во время нахождения основных средств на продаже у комиссионера организация-комитент должна продолжать начислять налог на имущество по этому основному средству, т.к. оно продолжает числиться у нее на балансе до момента продажи.

Типовые возможности программы

Теперь зададимся вопросом учета вышеуказанных операций в программе «1С:Бухгалтерия 8». Итак, нам необходимо, как минимум:

  • Зарегистрировать договор комиссии с комиссионером;
  • Передать основное средство комиссионеру, отразив его стоимость на балансовом счете «Основные средства переданные»;
  • До момента продажи основного средства конечному покупателю продолжать начислять амортизацию и рассчитывать налог на имущество по данному основному средству;
  • Отразить в учете доходы и расходы от продажи основного средства по данным отчета агента;
  • Отразить расходы по комиссионному вознаграждению по данным отчета агента;

Рассмотрим описанные операции в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 2.0:

1. Договор комиссии

Для регистрации договора с комиссионером необходимо создать элемент справочника «Договоры контрагентов». Типовой функционал программы позволяет ввести договор с типом «С комиссионером (агентом) на продажу». Однако, при реализации основных средств у нас не будет возможности пользоваться документами программы, предназначенными для комиссионной продажи (они предназначены только для товаров). Для использования других документов системы нам придется ввести договор с видом договора «С поставщиком»:

1.jpg

2. Передача основного средства комиссионеру

Документа для передачи основного средства (не товара) комиссионеру в типовом функционале программы не существует. Воспользуемся ручной операцией (Операции -> Операции, введенные вручную), предварительно создав в плане счетов субсчет 01.02 «Основные средства, переданные на реализацию» (аналитику следует задать аналогично счету 01.01 «Основные средства»):

2.jpg

Вводим типовую операцию. Необходимо указать:

  • Счет дебета: 01.02
  • Счет кредита: 01.01
  • Субконто дебета и кредита – выбрать основное средство;
  • Сумма – балансовая стоимость основного средства.
3.jpg

Для автоматического расчета амортизации необходимо скорректировать регистр сведений «Счета бухгалтерского учета ОС», указав в нем счет учета 01.02:

4.jpg

5.jpg

!Важно: добиться полностью автоматического расчета амортизации типовыми средствами не получится, и необходимо проконтролировать начисление амортизации в месяц передачи основного средства комиссионеру.

После записи операции основное средство будет числиться на счете 01.02 «Основные средства, переданные на реализацию».

3. Отражение факта продажи основного средства конечному покупателю

Приходим к самому сложному вопросу: каким документом отразить данную операцию? Проблемы возникают из-за необходимости:

  • Отразить расходы и доходы от продажи;
  • Выставить счет-фактуру на конечного покупателя;
  • Отразить расходы по комиссионному вознаграждению;
  • Все взаиморасчеты вести с комиссионером, а не с конечным покупателем.

Типовой документ «Отчет комиссионера (агента) о продажах» нам не подходит, т.к. не предназначен для продажи основных средств. Наименее трудозатратным типовым решением будет:

Отразить продажу основного средства конечному покупателю документом «Передача ОС». При этом необходимо создать договор с покупателем (хотя, по факту такого договора между комитентом и конечным покупателем не существует)
6.jpg

Документ позволит отразить операции:

  • Доходы от реализации;
  • НДС по реализации;
  • Амортизацию за месяц выбытия ОС;
  • Списание остаточной стоимости ОС на расходы.
7.jpg

Так же в документе «Передача ОС» можно выставить счет-фактуру на конечного покупателя.

Скорректировать взаиморасчеты, перенеся задолженность с конечного покупателя на комиссионера (все взаиморасчеты ведутся с комиссионером). Для этого введем документ «Корректировка долга» (Продажа -> Корректировка долга) с видом операции «Перенос задолженности»:

8.jpg

В результате проведения документа, задолженность от реализации ОС будет перенесена на комиссионера:

9.jpg

4. Отражение расходов по комиссионному вознаграждению

В виду невозможности использования документа «Отчет комиссионера (агента) о продажах» отражение расходов по комиссионному вознаграждению следует осуществить документом «Поступление товаров и услуг»:

10.jpg

Сумма комиссионного вознаграждения указывается вручную по данным отчета агента, предоставленного комиссионером.

Операции документа:

11.jpg

Наработки компании «Антегра Консалтинг»

Описанный выше способ подойдет, если операции по продаже основных средств через комиссионера не носят массового характера. В случае большого количества операций данный подход ведет к большому объему ручного труда, особенно, учитывая, что конечными покупателями являются разные контрагенты. Так же, в описанном выше примере учтены не все возможные особенности подобных операций (например, отражения амортизации в составе РБП на период нахождения имущества у комиссионера или особенности формирования прибыли/убытка от продажи ОС с учетом расходов на комиссионное вознаграждение).

Ниже пойдет речь о разработках компании «Антегра Консалтинг», призванных автоматизировать операции продажи ОС через комиссионера в программе «1С:Бухгалтерия 8».

Данная доработка программы позволит:

  • Отразить передачу ОС комиссионеру документом системы с возможностью формирования печатной формы и без необходимости ввода ручных операций и корректировки регистров;
  • Автоматизировать начисление амортизации по ОС, переданным на реализацию без необходимости ручной корректировки регистров программы;
  • Автоматизировать расчет налога на имущество по ОС, переданным на реализацию;
  • Автоматизировать операции возврата нереализованных ОС от комиссионера;
  • Зарегистрировать отчет агента о продажах ОС одним документом (даже если конечных покупателей в отчете несколько) без необходимости придумывать в программе договор с конечным покупателем;
  • Автоматизировать расчет комиссионного вознаграждения;
  • Автоматизировать учет прибыли/убытка от продажи ОС с учетом расходов по комиссионному вознаграждения и отражение убытка по таким операциям в качестве расходов будущего периода и их списанием в течение остаточного срока эксплуатации реализованного ОС.

Описание некоторых доработанных объектов:

1. Договор с комиссионером:

12.jpg

Способы расчета комиссионного вознаграждения позволяет рассчитывать вознаграждение в зависимости от суммы фактической продажи и плановой суммы продажи, по которой имущество передается комиссионеру на реализацию:

  • Процентом от цены передачи;
  • Процентом от суммы продажи;
  • Процентом от разности сумм продажи и передачи.

Так, например, если по условиям договора комиссионное вознаграждение составляет всю сумму превышения фактической суммы продажа над ценой, по которой передали на реализацию, то необходимо выбрать способ «Процент от разности сумм продажи и поступления» и установить 100%.

2. Передача основного средства комиссионеру

Для передачи ОС комиссионеру доработан типовой документ «Реализация товаров и услуг». Данный документ в типовой программе аналогично используется для передачи товаров на реализацию по договору комиссии. Доработана возможность передачи ОС:

13.jpg

Проводки документа:
14.jpg

Автоматически формируются необходимые корректировки регистров:
15.jpg

3. Расчет амортизации и налога на имущество по переданным на реализацию основным средствам.

Полностью автоматизирован Расчет амортизации и налога на имущество по переданным на реализацию основным средствам.

4. Отражение отчета агента

Для отражения отчета агента доработан документ «Отчет комиссионера (агента) о продажах». Документ позволяет:

  • Ввести сведения о нескольких конечных покупателях;
  • Заполнить сведения об ОС на основании документов передачи ОС комиссионеру;
  • Рассчитать комиссионное вознаграждение по данным договора в зависимости от суммы продажи и суммы передачи;
  • Автоматически сформировать счета-фактуры на конечных покупателей.

16.jpg

Документ формирует проводки по операциям:

  • Расход и начисленный НДС по агентскому вознаграждению;
  • Доход и НДС от реализации;
  • Начисление амортизации по реализованным ОС за текущий месяц;
  • Списание ОС (списание накопленной амортизации, списание балансовой стоимости, прибыль/убыток от продажи);
  • Учет расходы в случае убытка от реализации в составе расходов будущего периода.


K списку экспертных мнений

Остались вопросы?

Чтобы получить бесплатные консультации по покупке, внедрению и поддержке программ для вашей компаний, свяжитесь с нами по телефону +7 (495) 230-20-02 или отправьте онлайн заявку!

Отправить заявку